Знакомство с национальным парком Теодора Рузвельта его посетители начинают обычно в крохотном городке Медора (№2 на карте 2). Начнем с южной секции, наиболее посещаемой.
Карта 2. План южной секции парка. Круговая живописная дорога Scenic Drive обозначена тонкой красной линией,
а смотровые площадки на ней, где мы останавливались, отмечены цифрами, на которые в текстах рассказов даны ссылки.
Пунктиром выделены тропы, по которым мы прошли и дадим их описание (синим - Jones/Lower Talkington/Lower Paddock Loop,
желтым - Petrified Forest Loop, коричневым – Big Plateau Loop).
Но еще не доезжая примерно 10 км до Медоры, обустроен визитор-центр и прямо рядом с ним первая достопримечательность парка – Разрисованный каньон (Painted Canyon, №1 на карте). Этот каньон – яркий представитель бэдлендов, которыми славится этот парк. О том, что такое бэдленды и как они образуются см. здесь.
Фото 1-2. Разрисованный каньон, вид сверху.
Разрисованный каньон особенно хорош на закате, когда его склоны подсвечиваются мягким вечерним солнцем.
Фото 3-4. Разрисованный каньон на закате.
Путеводители рекомендуют спуститься вниз в каньон и побродить там, что мы и сделали. Можем сказать, что в парке есть масса других, более привлекательных троп, так что спокойно можно ограничиться видами на каньон сверху. Пожалуй, единственное, что запомнилось от прогулки по этому каньону, - это встреча на тропе с хлопковым кроликом (Cottontail Rabbit, названный так за сходство хвоста с комочком хлопка), который лежал прямо посредине, а при нашем приближении встрепенулся и убежал.
Фото 5. Кролик вальяжно разлёгся прямо на тропе.
Фото 6. Хлопковым кролика называют за белый (с нижней стороны) хвостик.
В этом парке нас неприятно удивило общение с рейнджерами: впервые за почти четвертьвековую историю нашего посещения американских национальных парков мы столкнулись с персоналом, который мог дать только самую базовую информацию о тропах, никаких подробностей сверх того, что и так написано в путеводителях. Причем, это повторялось во всех визитор-центрах этого парка, что случайностью назвать нельзя. Для себя мы это объяснили последствием закрытия парков на несколько месяцев в 2020 году из-за пандемии, когда прежние опытные рейнджеры были уволены (или ушли сами), а нанятые позже новички такими знаниями обладать не могли, а научиться было не у кого...
Население Медоры – чуть более 100 человек. Но в ней есть две гостиницы (очень востребованы, лучше резервировать заранее) и кафе-рестораны для обслуживания туристов. Есть и помещение для разных шоу (концертов, мюзиклов), но в период пандемии оно не использовалось (что, впрочем, нас и не огорчило). Можно сказать, что Медора – это южные ворота в парк.
Как и в большинстве американских национальных парков, в парке Рузвельта проложены автомобильные дороги, проходящие по живописным местам (они везде называются Scenic Drive) с многочисленными обзорными площадками, где можно остановиться и полюбоваться открывающимися красотами.
Фото 7. Scenic Drive действительно живописен.
В южной части парка эта дорога – круговая, 57-километровой длины (обозначена красной линией внутри парка на карте 2). Но во время нашего посещения ее завершающий 19-ти километровый участок был закрыт из-за эрозии склонов (на карте 2 он заштрихован красными крестиками). Соответственно, проехав 38 км, возвращаться пришлось по уже пройденному маршруту. Но не беда: туристы знают, что когда перемещаешься по тому же самому пути в обратном направлении, многое видится иначе.
Фото 8. Один из участков Живописной дороги.
Перемещение вдоль Живописной дороги с прохождением коротких троп до смотровых площадок, с фотографированием пейзажей и особенно – встречающихся прямо у дороги животных может занять практически весь день. В некоторых местах мы останавливались дважды - в разные дни и разное время суток. Ради более равномерного распределения фотографий по рассказам мы разбросаем сделанные на Scenic Drive снимки по разным частям, несколько нарушая хронологию наших перемещений.
Фото 9-11. Прямо рядом с Живописной дорогой можно не только любоваться ландшафтами,
но и разглядывать созданные природой «малые архитектурные формы».
Одна из первых смотровых площадок после въезда в парк называется Skyline Vista ((№3 на карте 2), откуда открываются панорамные виды на бэдленды, долину реки Малая Миссури и автотрассу №94, проходящую чуть к югу от парка.
Фото 12-13. Вид со смотровой площадки Skyline Vista. Хорошо виден отрезок автотрассы №94, проходящей чуть к югу от парка.
Фото 14. Точка съёмки.
На закате очень хороши виды с тропы Ветреный каньон (Wind Canyon Trail, №5 на карте 2). Это одна из любимых точек фотографов и просто любителей. Здесь Малая Миссури делает очень красивый поворот, особенно эффектно выглядящий на вечернем солнце.
Фото 15. К смотровой площадке от парковки ведет короткая тропка длиной около 300 м.
Фото 16. Эх, хороша Малая Миссури в этом месте.
Фото 17. Видно, как усердно создает местный рельеф, размывая мягкие породы плато, такая несолидная речка.
Фото 18. Что-то типа «панорамы».
Но самое большое удовольствие от национальных парков можно получить, только отправившись на проложенные для туристов тропы. И этот парк – не исключение. В его южной части мы прошли три маршрута. Самый длинный из них – под названием Jones/Lower Talkington/Lower Paddock Loop (на карте 2 выделен синим пунктиром) - по рельефу был не сложен, но протяжен - около 18 км.
Мы запарковали машину на ранчо Peaceful Valley (№4 на карте 2), и пошли оттуда по круговому маршруту по часовой стрелке. Первая половина пути нас не особенно вдохновила своими видами. Тропа вначале идет вдоль ручья (Jones Creek) по сильно пересеченной местности. И слева, и справа долина окружена невысокими холмами, а у их основания – сеть ветвистых оврагов и вымоин, как и должно быть в бэдлендах.
Фото 19-20. По тропе вдоль ручья Ивановых:) (так можно перевести Jones Creek).
Но больше всего в первой части маршрута запомнился сам ручей с ярко-рыжей водой, который бесконечной змейкой вьется по долине. Наблюдая постоянные зигзаги ручья и размытые им крутые берега, лучше понимаешь, как создавались и продолжают видоизменяться эти ландшафты.
Фото 21-22. Работяга ручей Ивановых:)
После того, как мы свернули из долины ручья Jones Creek и до самого конца пути, нам не встретился ни один человек! Хотя именно на завершающей части маршрута ландшафты стали более живописными, а самое главное – удалось насладиться общением с животными.
Фото 23. Во второй части пути бэдленды стали выразительнее.
Фото 24. Холмы стали более яркими...
Фото 25. с необычным сочетанием красок...
Фото 26. и даже следами угля.
Фото 27. Это было самое живописное место на этой тропе,
Фото 28. и именно оно больше всего запомнилось.
Когда мы повернули назад и пошли по тропе Lower Paddock Creek Trail, на сцене появились луговые собачки (англ. - prairie dogs), которых в этой части маршрута было просто море. Именно они стали для нас королем дня.
Фото 29-31. Луговые собачки.
Луговые собачки живут колониями, которые администрация парка называет городами (на картах они обозначены как «prairie dog towns» - многочисленные светло-коричневые зоны на карте 2). Количество особей в городе может доходить до нескольких сотен. Таких «собачьих городов» в парке — огромное множество, особенно в южной его части. Устраивают луговые собачки свои города на открытых плоских сухих поверхностях с короткой травой, обычно у подножия холмов.
Фото 32. Фрагмент типичного «собачьего» городка с абсолютно невыразительной
«архитектурой»: небольшие земляные бугорки (входы в норы), ветки и редкая трава.
Собачий город состоит из большого количества близко расположенных к друг другу нор (рис.3). Каждая нора имеет сеть внутренних туннелей с несколькими входами-выходами, что позволяет собачкам быстро спрятаться от угрозы - реальной или мнимой. Наше приближение они совершенно точно воспринимали за угрозу и обычно ныряли в норки.
Рис.3 Схема устройства нор луговых собачек.
Туннели эти узкие (10-15 см шириной), но длинные (до 300 м). Они ведут к выложенным травой гнездовым камерам (каждая длиной примерно 40 см). В них собачки нянчат свое потомство.
Фото 33-35. А вот и подросшее потомство.
Собачки часто поднимаются на задние лапы, чтобы осмотреть окрестности. В случае угрозы громко кричат. Каким-то биологам показалось, что эти крики похожи на собачий лай (хотя, если честно, то не очень), поэтому этих зверьков назвали собачками, ну а потому что норки свои они роют в лугах - луговыми.
Фото 36-37. Собачки часто встают на задние лапы чтобы осмотреться и обнаружить потенциальную угрозу.
В последнем случае они начинают пронзительно верещать.
На самом деле, они вовсе и не собачки, а грызуны из семейства беличьих. Хотя внешне они напоминают суликов или сурков, но все же ближайшие их родственники – земляные белки и бурундуки. Как бы их ни называть, милы они, забавны и трогательны необыкновенно! Наблюдение за ними – большая радость, можно сказать, - до щенячьего визга (хотя собачки – это они, а не мы).
Фото 38. Затаился...
Фото 39. На страже.
Фото 40. Смелый - позволил близко подойти.
Все собачьи города, да и большинство самых привлекательных на этом маршруте видов сконцентрированы вдоль ручья Нижнего пастбища (Lower Paddock Creek, см. карту 2). Поэтому можем предложить укороченный альтернативный треккинг: оставить машину на парковке (№4а на карте 2), пройти по тропе вдоль ручья через 2-3 собачьих городка примерно до точки №4в, где тропа подходит близко к автомобильной дороге, а затем вернуться назад. Все самые яркие впечатления от маршрута будут получены.
Фото 41-43. Виды вдоль Lower Paddock Creek.
Попались нам на этой тропе и бизоны – небольшое стадо, переходящее вброд ручей. Поначалу они мирно паслись на склоне, пощипывая травку, но потом что-то случилось, и вся группа галопом помчалась на соседний склон, с которого мы незадолго до этого спустились. В этот момент мы были от них на безопасном расстоянии, но все равно стало несколько не по себе, когда представили, что бы с нами сталось, задержись мы на том склоне.
Фото 44. Вначале бизоны мирно паслись на склоне,
Фото 45. но затем их что-то насторожило...
Фото 46. и они галопом бросились вперёд.
Бизоны в парке встречаются часто и неизменно производят сильное впечатление. Одни из самых лучших их фотографий мы сделали, перемещаясь по Живописной дороге. Но об этом в следующей части.